Реальные ноты православных песнопений

Ноты и тексты православных песнопений, которые регент может редактировать для реалий своего хора.

Изменение форматирования.

Например, партитура кажется мелковатой, многие в однородных хорах привыкли к партитурам, написанным рукой о. Никифора, регента из МДА и С. Мелковатость легко исправить. Нажимаем ctrl+D, открывается окошко:

Выбираем Staff size: вместо 6 – 7,4. Все становится крупнее, но уже по-другому располагается на страницах. Можно так же поля поменьше сделать: в табличке Page Margins со всех четырех сторон уменьшаем значения с 15 до 10, просто вбивая в окошки цифру. В общем, с этим окошком каждый может поработать.

Дальше уже приводим в удобный нам порядок расположение партитуры на страницах. Расстояние между станами, нотами и другими элементами можно изменить, взяв и подвинув, куда надо, мышкой.

Чтобы аккуратно подвинуть текст на одной строчке: выделяем строчку с текстом двойным на нее нажатием. Во вкладке Edit выбираем Filter→ Lyrics. Аккуратно берем за любую из выделенных буковок, и тянем все выделение, куда надо. Так выделяя, можно лирику(текст песнопения) удалять, менять размер, шрифт и т. п., пользуясь вкладкой Text в окошке Edit, которое расположено справа на столе. Соответственно, чтобы выделить лирику во всем произведении, нажимаем трижды на стан, ее содержащий.

Что делать, чтобы поправить станы на странице и количество тактов на строчке. Начнем со второго. Выделяем при помощи мышки и нажатой кнопки shift нужное нам количество тактов. Теперь нажимаем shift+alt +M, и все такты оказываются на одной строчке.

Для разнообразных действий с тактами и станами используем вкладку Layout:

Layout Format Make Into System – это то, о чем мы только что говорили, соединение произвольного количества тактов в одну строчку.

Layout→ Format→ Make Into Page – форматирование выбранного количества строк в одну страницу.

Layout→ Format→ Unlock Format – отмена в выделенном форматирования. А если без выделения – во всем документе.

Если выделить тактовую черту и выбрать во вкладке Layout→ Break→ System Break – одна строчка разделится на две, а если Layout→ Break→ Page Break – эта тактовая черта окажется последней на данной странице.

Надо сказать, что работа в Сибелиусе облегчается тем, что многие операции схожи с работой в текстовом редакторе, и, интуитивно понятны. Покликаешь мышкой по разным частям партитуры, потягаешь в разные стороны все, что тягается, и, уже на таком уровне, можно вполне аккуратно добиться вполне удобно читаемой партитуры, что немаловажно на богослужении. Всякие ошибки всегда можно отменить, как в Ворде.

Выделение.

Выделять содержимое нотных станов можно как в графическом редакторе текст на строчках. Но, чтобы, например, скопировать или удалить что-то вместе с нотными линейками есть особое выделение на вкладке Layout Select. Соответственно каждой операции существует сочетание клавиш, оно указано напротив каждого действия.

Select All – выделение всей партитуры с форматированием и пр. Если удалить, то останется пустой лист. Если копировать, то можно вставить в любой другой файл без изменений размера и тональности.

Select System Passage – выделение части. Выделяем сначала простым выделением, потом Select System Passage. Если удалить, то удаляется вместе с линейками и тактами. Так же и при копировании вставляется.

 

   

Вкладка Edit.

Edit→ Filter.

Очень полезная вкладка. При ее помощи можно избирательно выделить некоторые части партитуры и их редактировать. Пишу лишь о том, чем пользуюсь.

Bar Numbers – выделение только нумерации тактов. Номера можно перетащить все одновременно относительно тактовых черт. Изменение размера и др. оформления производится в другой вкладке, об этом позже.

Expression Text – говорит само за себя: выделяются всякие f, p, legato и подобные обозначения. С их оформлением можно работать, используя окошо Edit справа.

Technique Text – выделение прочих указаний, как: tutti, solo, div., или других надписей, определяющихся (при выделении) в окоше Edit справа как Technique Text. Их оформление тоже можно изменять.

 

Теперь Edit→ Filter→ Voices. Обычно, в четырехголосной партитуре, на верхней сточке определяются голос (Voice) 1 и 2, и на нижней так же. 3 и 4 используются при каких-то нестандартных удвоениях, т.е., редко. Выделение по голосам удобно например, для переложения голосоведения. Если мелодия у S и A, мелодию S можно передать T. Коротко:

Выделяем ту часть произведения, где хотим произвести обмен, при чем, только верхнюю строчку. Выбираем: Edit→ Filter→ Voices→ Voice 1 – голос выделяется. Теперь в окошке Keypаd в правом нижнем углу помечаем этот голос 3(третьим).

Копируем (или сочетанием клавиш, или через вкладку, или через контекстное меню, нажав правую кнопку мыши). Теперь вставляем на нижнюю строчку: выделяем или по первый такт, или по первую ноту, и жмем вставить.

Опять просто выделяем нужный кусок (теперь нижнюю строчку). Через Edit→ Filter→ Voices→ Voice 3 выделяем вставленный голос. Или через вкладку Notes→ Transpose..., или через сочетание клавиш Shift+T вызываем окно:

Выбираем в соответствующих окошках: Transpose by→ interval, Transpose by interval → Down и Octave. Нажимаем ОК.

Теперь опять выделяем всю нижнюю строчку. На вкладке Edit выбираем Voice Swap 1 and 3. Теперь 1 – мелодия S на октаву ниже, 3 – теноровая партия. Выбираем Edit→ Filter→ Voices→ Voice 3→ копируем (а лучше вырезаем) эту партию.

Соответственным образом вставляем в верхнюю строчку, и помечаем как 1. Через вкладку Notes→ Transpose... поднимаем эту партию на октаву вверх. Опять выделяем всю верхнюю строчку. На вкладке Edit→ Voice выбираем Swap 1 and 2.

При всех этих перемещениях надо быть осторожным с текстом (лирикой), т.к. она привязана к одной из партий и вместе с ней может переместиться. Лучше заранее выделить текст (как это сделать см. выше), и в окошке Keypаd пометить его как принадлежащий и к 1, и ко 2 голосу. Потом голос с текстом выделять через вкладку Edit→ Filter→ Voices→ Voice 1 Only, и дальше уже следовать вышесказанному.

Все эти операции могут очень пригодиться для создания переложений, приданию партитуре привычного для своего хора вида, и мн. др. Если поработать вышеописанным способом, например, с херувимской «На Благообразный Иосиф» (имеется на сайте), то мы получим из партитуры для однородного хора партитуру для смешанного. Только придется еще подредактировать немного у басов. А если еще все это дело потом поднять из С в Еb, то опять можно петь однородным хором. Чтобы поднять – пользуемся опять Notes→ Transpose... (или через сочетание клавиш Shift+T), выбираем Transpose by key, и выбирам тональность. А чтобы сразу и знаки при ключе сменились, надо пользоваться выделением, или Select All, или, Select System Passage. Об этом шла речь выше.

Еще, интересные возможности открываются при выборе Edit→ Filter→ Advanced Filter... Открывается окошко, в нем, если покопаться, интуитивно можно разобраться, на основе вышесказанного.

 

 

Поиск Искомое.ru
         

Правда, по сайту мало что можно найти через этот поисковик... Будем надеяться, что со временем этот недостаток исправится...

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz